О кафедре
Не секрет, что гуманитарные дисциплины являются основой фундаментального образования и позволяет подготовить специалиста с прочными знаниями и широким кругозором. Они призваны не только обеспечить передачу научных знаний и представлений новым поколениям, но и сформировать их нравственные ориентиры.
Гуманитарные науки прошли длительное развитие и берут свое начало еще в древности в постепенно накапливавшихся знаниях о человеке и обществе, различных способах социального поведения, в развитии письменности, политического управления, воспитания и т.п. Систематизация фактов общественного бытия и их объяснение длительное время осуществлялись в рамках философии – «науки наук».
Еще в древнем Риме сложилась образовательная система, основанная на выделении семи «свободных искусств». Приспособленные к нуждам христианского образования античные свободные искусства, основу которых составляли грамматика, диалектика (логика) и риторика, изучались в средневековых университетах на младшем факультете – артистическом (от латинского ars – «искусство»). Его окончание давало право перейти на один из старших факультетов – богословский, юридический или медицинский. Любопытно, что современная европейская система ученых степеней – магистр искусств и доктор философии – до сих пор отражает это древнее деление.
Так, пользу грамматики, например, видели в изучении Священного Писания, риторики – в искусстве проповеди, а логики или, иначе, диалектики – в умении вести религиозные диспуты. Важность свободных искусств сознавалась всегда, а гуманисты ставили их в иерархии знаний даже выше медицины и юриспруденции, в особенности выделяя риторику и грамматику.
Но это была предыстория гуманитарных наук. Собственно, их история началась сравнительно недавно, уже в XIX веке, когда возникли революционные идеи о человеке и его месте в этом мире, а также появилась потребность в новых образовательных практиках.
При этом, очевидно, что во все времена в обществе ценилось знание языков, философии и истории, ораторское искусство, умение вести полемику, т.е. те знания и умения, которые отличают хорошо образованного и подготовленного к практической жизни человека. Добавим - еще и человека нравственного. Современное гуманитарное образование призвано сформировать не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на окружающий мир и общество. При этом важными чертами российского образования были и остаются ориентация на широкое просвещение, гуманистическая направленность, патриотизм и демократизм. Именно этими принципами руководствуется в своей деятельности кафедра гуманитарных дисциплин ТИУИЭ.
Задачи кафедры:
- высокий теоретический и методический уровень преподавания всех закреплённых учебных дисциплин в соответствии с современными требованиями;
- высокое качество профессиональной подготовки студентов;
- совершенствование языковой и общегуманитарной подготовки студентов, а также формирование нравственно-духовных и профессиональных качеств через преподаваемые дисциплины;
- привлечение студентов всех форм обучения к научно-исследовательской работе, направленной на формирование их общекультурных и профессиональных компетенций;
- дальнейшее расширение и повышение эффективности научно-исследовательской работы преподавателей кафедры, с внедрением ее результатов в учебный процесс.
Учебно-методическая деятельность
Кафедра осуществляет преподавание дисциплин гуманитарного цикла на всех факультетах института – экономическом, юридическом, управления, а также на факультете среднего профессионального образования. Занятия проводятся со студентами всех направлений подготовки бакалавриата и магистратуры очного и заочного отделений, а также с аспирантами, готовящимися к сдаче кандидатских экзаменов по дисциплинам «Иностранный язык» и «История и философия науки». Читаются спецкурсы по методологии научного исследования для написания диссертационных работ.
Сотрудники кафедры регулярно повышают свою квалификацию, участвуя во всероссийских и международных методических семинарах, вебинарах и конференциях. Преподаватели иностранных языков неоднократно проходили стажировки в зарубежных странах, хорошо знакомы с их культурой и повседневной жизнью, имеют большой опыт общения с носителями языка.
Специалисты кафедры читают учебные дисциплины, входящие в федеральный и вузовский компоненты учебных планов, а также дисциплины и курсы по выбору студентами.
Дисциплины языкового цикла включают в себя:
- иностранный язык (английский, немецкий);
- иностранный язык в сфере юриспруденции (английский, немецкий);
- иностранный язык в профессиональной сфере (английский, немецкий);
- латинский язык (направление «Юриспруденция»);
- русский язык и культура речи;
- русский язык;
- литература.
Кроме того, студенты могут изучать иностранные языки как с «нуля», так и углубленно в Лингвистическим центре.
Преподаватели кафедры активно используют в учебном процессе современные дидактические методы и приемы. Широко используются проектные задания и игровые технологии; важная роль отводится аудиовизуальным и мультимедийным средствам обучения. Большое внимание уделяется организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
За годы своего существования кафедра установила профессиональные контакты со многими отечественными и зарубежными учебно-методическими центрами – Национальным объединением преподавателей английского языка (НОПАЯз – NATE), издательством Macmillan, Офисом английского языка при посольстве США в Москве, Британским Советом, Гете Институтом, DAAD и др. У нас периодически проходят практику по программам академического обмена стажеры из-за рубежа (США, Франция). ТИУИЭ и Бергштадтская гимназия города-побратима Люденшайд (ФРГ) регулярно обмениваются делегациями студентов и преподавателей. В целом, все это создает благоприятные условия для подготовки студентов к реальному общению на иностранных языках. Преподавание родного и иностранных языков ведется в культурно-страноведческом ключе.
Научная деятельность
Большое внимание на кафедре уделяется научной работе, которая ведется по направлению «Аналитические программы и проекты в социально-гуманитарном знании» в различных аспектах его проявления: психологическом; педагогическом, социологическом, культурологическом, философском и филологическом.
Руководителем направления является д. культурологии, проф. Т.В. Мордовцева, автор многочисленных научных, научно-методических, методических работ и учебных пособий. Для студентов ВПО и СПО ежегодная научно-практическая конференция становится первой ступенькой на пути в науку. Студенческие доклады и выступления, публикации и проекты – все это является бесценным вкладом в научную «копилку» кафедры.
Кафедра поддерживает научные связи с целым рядом отечественных и зарубежных университетов, академических организаций и научных обществ. Среди них Центрально-европейский университет, Российское общество по изучению культуры США и Ассоциация медиаобразования (Москва) и др.
Взаимовыгодное сотрудничество связывает кафедру ГД с Университетом прикладных наук им. Яноша Кодолани в Будапеште, столице Венгрии. Уже несколько лет студенты ТИУиЭ имеют возможность бесплатно получить образование в одной из красивейших столиц Европы, представить свои доклады и презентации на Международных конференциях и просто познакомиться со сверстниками из разных стран мира, участвующими в Международной программе студенческого обмена. Научные и образовательные проекты профессора А.А. Левицкой и доцента Г.В. Павленко неоднократно получали одобрение и финансовую поддержку отечественных и зарубежных академических организаций и фондов.
На кафедре традиционно большое внимание уделяется организации разнообразных внеаудиторных мероприятий: тематических вечеров на иностранных языках и вечеров, посвященных русскому языку и литературе, олимпиад, конференций, а также конкурсов на лучший письменный перевод и лучшее публичное выступление. Кафедра гуманитарных дисциплин – это динамичный, творческий коллектив, состоящий из высококлассных, высокообразованных специалистов, идущих в ногу с современными требованиями, предъявляемыми к высшему профессиональному образованию.
Сотрудники
Профессор, декан факультета управления
Зав. кафедрой ГД
Канд. психол. наук, доцент
Балина Татьяна Николаевна
ул. Петровская, 45, каб. 104
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 560
Доцент, канд. пед. наук, доцент
Бабаева Татьяна Борисовна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Старший преподаватель, канд. филол. наук
Долгирева Альбина Эдуардовна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82 доб. 554
Старший преподаватель, канд. филос. наук
Захаров Данила Сергеевич
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Доцент, канд. филол. наук
Иконникова Ольга Николаевна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Педагог-психолог колледжа
Доцент, канд. психол. наук
Коновалова Надежда Владимировна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Проректор по научной работе
Профессор, канд. пед. наук, доцент
Левицкая Анастасия Александровна
ул. Петровская, 45, каб. 109
График работы: 8.00-17.00
(8634) 36-25-82, доб. 508
Профессор, д-р психол. наук, профессор, совместитель
Макарова Елена Александровна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Профессор, д-р культурологии, профессор
Мордовцева Татьяна Васильевна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Доцент, канд. филол. наук, доцент
Павленко Галина Владимировна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Профессор, д-р ист. наук, доцент, совместитель
Академик Академии военно-исторических наук
Селюнина Наталья Владимировна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554
Доцент, канд. филос. наук, доцент
Штанько Марина Александровна
ул. Петровская, 45, каб. 105
По расписанию
(8634) 36-25-82, доб. 554