Наука в институте
Научные направления Института – область фундаментальных и прикладных исследований объединенного коллектива научно-педагогических работников и обучающихся института на основе единой научной школы и информационно-технической базы в сфере экономики, управления, права, других социальных и гуманитарных наук, возглавляемая научными руководителями, имеющими признанные научные достижения в России и за рубежом.
Основная цель научно-исследовательской деятельности Института – развитие наук посредством научных исследований научно-педагогических работников Института и студентов и интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Данная цель решается посредством следующих задач:
- концентрация интеллектуальных ресурсов кафедр на приоритетных для Института направлениях социальных и гуманитарных наук;
- привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников;
- использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности;
- эффективное использование научного потенциала Института для решения приоритетных задач экономического и социального развития РФ, Ростовской области и Таганрога;
- развитие новых, конструктивных форм сотрудничества с научными, общественными, промышленными организациями и предприятиями, с органами государственной власти и местного самоуправления с целью совместного решения научно–практических задач.
Студенческая научная деятельность развивается на всех направлениях подготовки, от уровня среднего профессионального образования до магистратуры (https://tmei.ru/studencheskaya-nauka). ТИУиЭ также ведет подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре (https://tmei.ru/aspirantu).
Значимый показатель результативности научно-исследовательской работы – публикационная активность преподавателей в научных журналах, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus, Российский Индекс Научного Цитирования (РИНЦ), в изданиях, рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК). За годы своей деятельности научно-педагогическими работниками института опубликовано более двух с половиной тысяч научных статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, 265 – в зарубежных изданиях, около 700 в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК). За последние пять лет преподавателями ТИУиЭ было опубликовано 36 монографий, более полутора тысяч научных статей (РИНЦ), в том числе в научных журналах, рекомендованных ВАК, – более 200, в престижных зарубежных и отечественных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, – 78.
Научно-педагогические работники института являются членами диссертационных советов, привлекаются в качестве официальных оппонентов по кандидатским и докторским диссертациям, выступают научными рецензентами, входят в состав редакционных коллегий журналов ВАК, являются членами ряда международных научных обществ и организаций. Два преподавателя ТИУиЭ стали победителями всероссийского конкурса преподавателей вузов «Золотые имена высшей школы» (2019 и 2020гг.).
В ТИУиЭ есть собственный редакционно-издательский отдел, обеспечивающий интеграцию научной и учебно-методической работы преподавателей вуза. Только за последние пять лет здесь было опубликовано 72 учебных пособия, 14 учебно-методических изданий, 28 практикумов и сборников задач, 7 монографий. С 2005 г. в ТИУиЭ издается рецензируемый научный журнал «Вестник Таганрогского института управления и экономики», который индексируется в базе данных РИНЦ. В апреле ежегодно проводятся два масштабных научно-практических мероприятия: Национальная научная конференция с международным участием «Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров» и Научно-практическая конференция обучающихся по программам среднего профессионального образования и учащихся школ города «Апрельские чтения».
82% преподавателей, работающих в ТИУиЭ имеют степени кандидата и доктора наук. Высокая квалификация научно-педагогических кадров позволяет участвовать в конкурсах на внешнее финансирование научно-исследовательской работы (гранты). Начиная с 2005 года на базе Института было реализовано более 15 проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ, 2005-2011), грантом Президента РФ для молодых ученых (2009-2010), Фондом Федоренко (2009), Российским научным фондом (РНФ, 2014-2016), Фондом русской православной церкви (2017) и др. Кроме того, преподаватели ТИУиЭ участвуют и в международных конкурсах на научные стажировки и гранты на чтение лекций/проведения научных исследований в лучших университетах Великобритании, Венгрии, Финляндии, Германии и США.
По рейтингу вузов, опубликованному в 2020 году Национальной научной электронной библиотекой, ТИУиЭ занимает первое место по среднему числу публикаций в расчете на одного автора среди 14 вузов Ростовской области, второе место – по доле публикаций в зарубежных изданиях и третье место в области по числу внешних цитирований – это означает признание результатов научно-исследовательской работы НПР ТИУиЭ профессиональным сообществом.
Все это свидетельствует о высоком научном уровне и значимости результатов научно-исследовательской работы ученых вуза.
Научно-исследовательская часть
Научно-исследовательская часть ТИУиЭ является структурным научным подразделением института, деятельность которого связана с организацией и проведением фундаментальных, поисковых и прикладных исследований учёными и инженерами кафедр и других подразделений ТИУиЭ.
Научно-исследовательская деятельность в ТИУиЭ является составной частью образовательного процесса вуза, обеспечивающей повышение качества подготовки дипломированных специалистов на основе систематического повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в процессе выполнения актуальных научных исследований и вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Работу НИЧ курирует проректор по научной работе Левицкая Анастасия Александровна. В настоящее время она же осуществляет общее руководство деятельностью НИЧ.
Оперативное руководство деятельностью НИЧ осуществляет начальник НИЧ. Наши координаты: 347900, Российская Федерация, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 45, ТИУиЭ, ауд. 109 Телефон: (8634) 36-25-83 доб. 508 E-mail: nich@tmei.ru
Научные направления
Основные научные направления института
Социально-экономическое развитие территорий и субъектов хозяйствования в России: динамика, анализ и разработка управленческих воздействий. Научный руководитель направления д-р социол. наук, профессор И.А. Янкина
Проблемы функционирования и развития современной экономики на микро- и мезоуровне: теоретический и прикладной аспекты. Научный руководитель направления канд. филос. наук, доцент Т.В. Петренко
Национальные основы государства и права. Правовая глобализация: общетеоретические и исторические аспекты. Научный руководитель направления канд. юрид.наук, доцент О.В. Яценко
Развитие отраслей частного права в правовой системе Российской Федерации. Научный руководитель направления канд.юрид.наук, доцент А.Е. Камышанова
Уголовно-правовая политика России на современном этапе. Научный руководитель направления канд. юрид.наук, доцент О.В. Карягина
Аналитические программы и проекты в социально-гуманитарном знании. Научный руководитель направления д-р культурологии, профессор Т.В. Мордовцева
Документы
Наука и университеты
Цели и задачи национального проекта
XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться. Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №ꢀ204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. №ꢀ474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.
В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно- исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.
Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:
- Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;
- Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;
- Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;
- Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.
Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)
Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.
Мероприятия направлены на:
- обеспечение доступности высшего образования;
- создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;
- повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.
В 2024 году:
- 362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.
- 35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.
- 7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.
- 7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно- технологических проектов.
- 950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение. 900 молодежных лабораторий.
- 800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.
- 600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.
- 500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.
- 300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.
- 156 лабораторий мирового уровня.
- 15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ
Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)
Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.
Мероприятия направлены на:
- . достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;. повышение привлекательности российской науки и образования
- за счет создания мировых и региональных тематических центров.
В 2024 году:
- 750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).
- 238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах
- 2 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.
- 5 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.
- 35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.
- 30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.
- 25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.
- 24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.
- 19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.
- масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.
- международных математических центра мирового уровня.
- Сеть из 3 биоресурсных центров.
- 3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.
- Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.
- Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.
Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)
Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.
Мероприятия направлены на:
- создание интеграционных научно-образовательных и научно- производственных структур мирового уровня;
- повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.
В 2024 году:
- Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов,
- научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.
- 102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:
- формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;
- повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;
- содействия региональному развитию.
- 5 научно-образовательных центров мирового уровня.
- Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.
- Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
- Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).
- Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.
Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)
Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.
Мероприятия направлены на:
- . обновление приборной базы ведущих организаций;
- . продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;
- . строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;
- . совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;
- . обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно- педагогических работников.
В 2024 году:
- 19 инжиниринговых центров.
- 13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.
- Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».
- 2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.
- обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.
- Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.
- Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.
- Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.
- Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.
- Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.
- Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.
- Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».
- Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».
- Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга оценки состояния научно-технического и обеспечения исследований в области генетических технологий.
- Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».